Армянский национальный праздник "Терендез"
13 февраля 2020 года в 17:00, во дворе Армянской общины, по адресу: г. Симферополь, улица Ленина, 9 состоится празднование армянского национального праздника «Терендез».
Организаторы мероприятия – Региональная армянская национально-культурная автономия Республики Крым, Армянская Апостольская Церковь Крыма, Комитет армянской молодежи Крыма «КАМК», Лига армянских женщин «Майрик».
Цель: сохранение и развитие традиций, культуры армянского народа, консолидация, толерантное отношение ко всем национальностям, проживающим в Республике Крым.
Гости праздника: представители Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым, ГБУ РК «Дом дружбы народов», Министерства культуры Республики Крым, национально-культурных автономий Республики Крым, молодежные организации г. Симферополя, средства массовой информации и др.
С 2007 года в Симферополе праздник отмечается на городском уровне. Неотъемлемой частью является богослужение, молитва, свяченый огонь, принесенный из церкви для зажжения костра.
Богослужение проведет священник — отец Нерсес (настоятель церкви Святого Акоба г.Симферополь), после чего начнется народное гулянье, сопровождающееся музыкой и щедрыми обрядовыми армянскими угощениями. Молодые люди, прыгают через костер (приложение на 1 листе «Историческая справка»).
На празднике выступит народный ансамбль танца «Арарат» (руководитель заслуженный работник культуры Арам Григорян), армянские народные песни прозвучат в исполнении Гарика Аветисяна.
Региональная армянская национально-культурная автономия Республики Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 9
Историческая справка об Армянском национальном празднике «Терендез»
История армянского национального праздника «ТЕРЕНДЕЗ» уходит корнями в незапамятные времена.
Смысл праздника в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня. А «Терендез» – это, прежде всего церковный праздник ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ. В духовной литературе его называют двояко: «тиярн ынд дзес» или «тиарн ынд арач», что означает Господь с вами! Навстречу Господу! – Праздник Сретения Господня. Слово «сретение» — древнеславянское, переводится на современный русский язык, как «встреча». Имеется ввиду встреча Иисуса Христа с огнём Господа через 40 дней после его рождения.
Народные корни этого праздника восходят к глубине веков. Праздник отмечается 13 февраля, когда еще зима, а на скалах гор лежит снег. Как старец Симеон вышел навстречу Господу, так и люди хотят встретить Весну и Солнце. И в их представлениях естественно выстраиваются Иисус – Свет – Солнце – Жизнь. Совершаются обряды приглашения Весны. Юноши и девушки заранее готовят дрова или солому для костров; первый самый большой, зажигают возле церкви, и мальчики приносят зажженную от него лучинку для костров в своих дворах.
Точно так, как взрываются почки или первые ростки вырываются из земли, вспыхнувший огонь поднимается к небу. Смысл этого обряда в том, чтобы открыть дорогу для будущего урожая. Чтобы на полях хлеб был обильным, в садах – плоды, чтобы неслись куры и другие птицы, чтобы все животные были с приплодом. Подбрасывая поленья в огонь, в подтверждение своих добрых замыслов парни и девушки начинают прыгать через костер. Молодые невесты прыгают, чтобы год был добрым для них и рождались дети. Это не только соревнование смелых, но и испытание чистых: не может преодолеть преграду пламени тот, в сердце которого таится зло или обман. А когда вечереет, гаснет костер, вокруг краснеющих углей танцуют девушки и парни.
Счастливый тот гость, который окажется на празднике. Увидев 13 февраля костер, вокруг которого веселый хоровод, а в центре молодые пары, смело подходите.
Если Вас заметят, обязательно пригласят. Апогея торжества – когда молодые пара держась за руки, прыгают через костер и хорошо, когда что-нибудь у обеих из одежд немножко сгорит. Это означает, что все дурные глаза и болячки навсегда сгорели. Потом прыгают все присутствующие, и гости уже не только очевидцы, но и активные участники торжества, которые навсегда очищаясь от недугов, еще обязательно вернутся сюда.
Этот праздник, как и другие, сегодня жив, благодаря уникальному инстинкту национального самосохранения, особого отношения армян к семье и вере.
0 комментов